Опубликовано

Механизмы преодоления внутренней гомофобии

[отрывок из книги «Розовая психотерапия» Д.Доминик]

Кармен де Монтефлорес (Carmen de Monteflores, 1986) пе­речисляет четыре интрапсихических и межличностных механизма преодоления гомофобии и гетеросексизма:

1. Ассимиляция. «Центральный вопрос ассимиляции связан с выживанием». Ассимиляция предполагает имитацию пове­дения, установок и языка доминирующей группы для того, чтобы получить «пропуск» в общество. Результатом этого является «ощущение предательства по отношению к само­му себе, чувство неловкости и отчуждения от ценностей сво­ей культурной группы». Кроме того, из-за ощущения своей «невидимости» для окру­жающих, включая самых близких людей, могут возникнуть чувства вины, сожаления и гнева.

2. Конфронтация. Примером этого является процесс «обнару­жения» [переводчики так камин-аут обозвали=)] себя представителем сексуальных меньшинств. Бросая вызов негативным стереотипным оценкам большинства, представительницы сексуальных меньшинств «трансфор­мируют свою слабость в силу». «Обнаружение» начинается с укрепления чувства собствен­ного достоинства и обычно имеет своим результатом при­знание обществом «новой» идентичности представительницы сексуальных меньшинств. Некоторые из них, встречаясь с проявлениями стигматизации, склонны открыто проявлять свой гнев, порой даже не вполне адекватный ситуации (см. описание хода работы с клиентом по имени Джеми в восьмой главе этой книги). [и попадать в связи с этим в опасные ситуации]

3. Геттоизация. Геттоизация предполагает жизнь в пределах географических и психологических границ определенной субкультуры. В большинстве городов, где имеются крупные сообщества лесбиянок и геев, можно найти определенные районы, где проживает значительный процент представите­лей сексуальных меньшинств. Субкультура меньшинств поддерживается лишь благодаря объединению их предста­вителей друг с другом, чтению газет и книг соответствую­щей направленности, общению в специально отведенных для представителей сексуальных меньшинств местах. Ино­гда это сопровождается конфронтацией с гетеросексуалами, их культурными нормами и признанием их как явлений рав­ного порядка или даже патологических. [гблт и тема в принципе грешат геттоизацией]

4. Специализация. Де Монтефлорес определяет специализацию как «восприятие себя в качестве существа особого рода, наделенного уникальными свой­ствами — например, экзотичностью — либо особыми талан­тами; как имеющего превосходство над другими в силу перенесенных страданий, а также как принадлежащего к груп­пе «избранных» или «изгнанных»». Все это, конечно же, яв­ляется проявлением психологической защиты в форме ра­ционализации.

Софи (Sophie, 1988) выделяет шесть копинговых стратегий, используемых ее клиентками-лесбиянками и позволяющих им прийти к согласию со своей сексуальной ориентацией.

1. Когнитивная реструктуризация — является одним из основ­ных средств преодоления или нейтрализации интернализированной лесбофобии и формирования положительного взгляда на собственную сексуальность. Психотерапевтка мо­жет помочь в этом клиентке, проявляя готовность к обсуж­дению стереотипов негативной оценки обществом лесбия­нок и многообразия их жизненных сти­лей. Библиотерапия (психотерапевтическое использование соответствующей литературы аффирмативного характера, реалистической и фантастической) может быть также очень полезна.

2. Избегание негативной идентичности. Софи обнаружила различие между представительницами клинической и неклинической популяций, заключавшееся в том, что последние предпочитали себя не «обнаруживать» до тех пор, пока не чувствовали, что их сексуальная иден­тичность может быть воспринята окружающими если не положительно, то, по крайней мере, нейтрально. Как след­ствие, психотерапевтка должна давать клиентке, переживаю­щей амбивалентные чувства по поводу своей гомосексу­альности, возможность определить, насколько для нее це­лесообразно себя «обнаруживать».

3. Адаптация ярлыка сексуальной идентичности. Используя ярлык сексуальной идентичности, человека обозначает свою принадлежность к определенному сообществу, что обеспе­чивает ей очевидную поддержку. Некоторые женщины, ранее считавшие себя гетеросексуалками, осознавая изменения в своей сексуальной ориентации и устанавливая более тесные связи с сообществами лесбиянок или геев, идентифициру­ют себя в качестве бисексуалок. Они полагают, что бисексу­альная идентичность менее стигматизирована и позволяет им сохранять связь с гетеросексуальными нормами. Тем не менее лесбоофобия среди гетеросексуалов распространяется и на бисексуалок, а бифобия [как же без нее, лесбиянки опять всех угнели] среди лесбиянок и геев может привести к их конфронтации с бисексуалками. Помимо это­го, если человека слишком долго не решается осознать свою идентичность, это мешает ей установить связи с сообще­ствами лесбиянок или геев. Многие бисексуалки в настоящее время используют такой ярлык своей сексуальной идентич­ности, который позволяет им достаточно адекватно вклю­читься в сообщество бисексуалок.

4. Самораскрытие. «Обнаружение» себя и открытое обозначе­ние своего отличия от гетеросексуальных норм в общении со значимыми для клиентки людьми является и весьма эф­фективной стратегией преодоления интернализированной лесбофобии. Этот процесс детально описан в четвертой гла­ве. Здесь же имеет смысл отметить, что скрытая интернализированная лесбофобия ведет к такому «обнаружению», ко­торое нередко осложняется негативными последствиями, поддерживающими низкую самооценку.

5. Контакты с другими лесбиянками, геями и бисексуалами. Это помогает преодолеть прежние негативные стереотипы и получает развитие в последней из приводимых Софи стра­тегий.

6. Привычная гомосексуальная идентификация предполагает, что человека признает свою гомосексуальность вполне привычной. При этом сексуальные связи с лицами того же пола и контакты с представителями сообществ лесбиянок, геев и бисексуалов уже не воспринимаются как странные, но пре­вращаются в регулярную практику. Параллельно с этим преодолевается и интернализированная лесбофобия.