Опубликовано

Принятие собственной идентичности, активизм и гетераски. Кому мы делаем хуже?

В любое время в лесбийском сообществе существуют женщины, испытывающие неприязнь к гетеросексуалам. Она выражается по-разному, на нее реагируют по-разному, и иногда возникают дебаты о том, не язык ли ненависти это, существует ли обратная гомофобия, какой образ такие говорящие создают сообществу. Кому хуже от таких высказываний? Отставим пока в сторону политический аспект, и посмотрим на психологию личности. Цитата из книги «Розовая психотерапия» (есть в сети на русском):

«В психологии существуют разные модели принятия своей идентичности, одной из них является модель Касса. Модель основана на двух представлениях: одно из них заключается в том, что наша сексуальная идентичность формируется постепенно, другое — в том, что изменения в на­шем поведении определяются нашим взаимодействием с соци­альным окружением. Оба эти представления находят объяс­нение в рамках концепции соответствия между образом «Я» человеки, её поведением и тем, как они воспринимаются окру­жающими (Secord and Backman, 1961, 1964, 1974). Когда со­ответствие между ними нарушается, женщина должна найти способ восстановить нарушенное равновесие каким-либо иным способом.

Касс описывает интеракционистскую модель, в соответ­ствии с которой личность проходит до шести стадий формиро­вания гомосексуальной идентичности. Она может остановить­ся на любой из стадий и находиться на ней до тех пор, пока на­рушение равновесия между её образом «Я», поведением и их восприятием окружающими не заставит её перейти на следу­ющую стадию. Рост происходит, когда личность пытается разре­шить возникшее несоответствие между собственным восприя­тием себя и восприятием её другими как на когнитивном, так и на аффективном уровнях. Модель Касса включает следующие шесть стадий: нарушение идентичности; сравнение идентичности; терпимость к идентичности; принятие идентичности; гордость за собственную идентичность и синтез идентичности.»

Я процитирую последние две стадии:

«Гордость за собственную идентичность.

Данная стадия характеризуется полным признанием личностью своей гомосексуальной идентичности. Она убеждена, что негативное общественное отношение к ней является ошибоч­ным и начинает делить общество на «плохих людей» (гетеросексуалов), проявляя к ним недоверие и скепсис, и «хороших людей», то есть «своих». Она устанавливает тесные связи с пред­ставительницами и представителями сексуальных меньшинств, приобщается к гомо­сексуальной культуре: литературе, театру, балету и т. д. Лесби­янки и геи воспринимаются ей в положительном свете, стано­вясь «значимыми другими». Человека также преисполняется чувством гордости за свою сексуальную идентичность. «Я рада, что являюсь гомосексуалкой» — эти слова из гимна гомосексуалов 1970-х годов отражают мироощущение человеки на этой стадии. Вместе с чувством гордости за свою идентичность усилива­ется чувство неприязни к гетеросексуальному окружению, иг­норирующему ценность однополой любви и гомосексуальных переживаний, играющих столь значимую роль в утверждении идентичности представителей сексуальных меньшинств. Соче­тание этих полярных чувств характерно для лесбиянок и геев — «активистов». Человека становится равнодушна к тому, как её воспринимают гетеросексуалы и, в случае необходимости, свободно демонстрирует свою идентичность. Это помогает ей объединить приватный и социальный образ «Я».

В то же время в некоторых ситуациях такая личность скры­вает свою идентичность (когда, к примеру, теряет работу или становится жертвой физического насилия, демонстрируя свою принадлежность к сексуальным меньшинствам). Сокрытие своей идентичности в этих ситуациях можно рассматривать как своеобразный компромисс.

Синтез идентичности

Личность переходит на эту стадию, когда начинает осознавать, что разделение людей на «наших» и «иных» теряет смысл. Бла­годаря укреплению контактов с гетеросексуалками, которые с пониманием относятся к представителям сексуальных мень­шинств и оказывают им поддержку, личность приходит к при­знанию того, что далеко не все гетеросексуалы отягощены гомофобией.

Опыт общения с ними позволяет лесбиянкам и геям разгля­деть много общего между собой и своими друзьями-гетеросексуалками и в то же время заметить отличия от некоторых пред­ставительниц сексуальных меньшинств. Они перестают воспринимать себя лишь в качестве лесбиянок и геев и начинают по­нимать, что гомосексуальность составляет лишь один из аспек­тов их психической идентичности. В то же время, независимо от уровня интегрированности сексуальной идентичности в структуру личности человеки, она будет осознавать свое отли­чие от гетеросексуалок. Поэтому вряд ли можно говорить о полной интеграции, по крайней мере в обозримом будущем.»

На мой взгляд, критика гетеросексуальности, в том числе феминистская, должна начинаться после этого этапа, когда женщина пережила все свои стадии, как-то решила вопрос с родными и близкими, прожив этот конфликт, если он был. Да, противопоставление себя гетеросексуальному обществу может быть полезно для активизма, когда на этой энергии делают дела, но не обязательно это хорошо для конкретной женщины, занимающейся активизмом. Во многих исследованиях (в том числе о насилии среди лесбиянок или принуждении к транзишену либо сексуальным отношениям с трансгендерами) говорится о том, что свое же сообщество может заставлять женщин молчать, а от другого мира женщина отрезана. Берегите себя, не помещайте сами себя в ситуацию социальной изоляции, где ваше единственное общение сосредоточено на одной группе (феминисток\лесбиянок\ЛГБТ).