Опубликовано

Нэнси Чодороу: «Воспроизводство материнства»

Интересное про табуирование одной из важнейших потребностей женщины — в контакте с другой женщиной, и как это потребность реализуется в итоге в рождении детей.

«Женщина пытается удовлетворить свою потребность в любви, выстроить треугольник отношений и вновь испытать чувство двуединства, которое у нее было с матерью, — которое мужчина получает в гетеросексуальных отношениях. Такое положение дел день за днем воспроизводит то, что женщина впервые испытала в своем детском развитии и интрапсихически в отношениях с мужчиной. Несмотря на то, что женщина чаще всего становится и остается эротически гетеросексуальной, отстраненность и амбивалентность мужчины в любовных отношениях и собственная история отношений с матерью вынуждают ее искать любви и эмоционального удовлетворения где-­то еще.

Один способ, которым женщина удовлетворяет эти потребности, — создание и поддержание значимых личных отношений с другими женщинами. Сопоставление разных культур показывает, что «гендерная сегрегация» — повсеместное явление: женщинам свойственны более тесные личные связи друг с другом, чем мужчине — с другими мужчинами. Женщины проводят больше времени в компании себе подобных, чем мужчины. Социологические исследования нашего общества показали, что женская дружба аффективно богаче, чем мужская. В других культурах и в североамериканских субкультурах женщина во взрослой жизни поддерживает отношения с родственницами.

Дойч полагает, что отношения взрослых женщин иногда отражают психологическое участие женщины в триангулярных отношениях. Она считает, что некоторым женщинам всегда нужна соперница в отношениях с мужчиной; другим нужна лучшая подруга, с которой они делятся интимными подробностями своих гетеросексуальных отношений. Эти отношения являются одним из способов разрешить и воссоздать связь матери с дочерью, они также выражают общую склонность женщины к отношениям и определению своего «Я» через отношения.

Тем не менее, многим женщинам трудно поддерживать глубокие аффективные отношения с другими женщинами в рутине повседневной жизни. Лесбийские отношения действительно близки к воссозданию эмоций и связей между матерью и дочерью, но женщины в большинстве гетеросексуальны. Предпочтение гетеросексуальности, табу на гомосексуальность, а также объективная экономическая зависимость от мужчины делают маловероятным преимущественный выбор сексуальной связи с другой женщиной — хотя это в последние годы происходит чаще.

Раньше женщина после замужества стремилась оставаться в физической близости к матери и сестрам, она вступала в отношения с другими женщинами и в повседневной работе, и по соседству, в своем кругу. Вследствие развития индустриального капитализма — и порожденной им физически изолированной нуклеарной семьи — эти первичные отношения встречаются все реже, а женщины (и мужчины) в поисках эмоциональной поддержки и любви вынуждены больше обращаться исключительно к супружеской семье.

При отсутствии одной части альтернативы на передний план выступает другая, и она также коренится в природе женского самоопределения через гетеросексуальные отношения и в первичной связи матери и ребенка. Как поясняет Дойч, психика женщины представляет собой многослойную структуру, складывающуюся из констелляций различных отношений.

***
На уровне психической структуры женщины ребенок восполняет треугольник отношений. Имея ребенка и взаимодействуя с мужчиной в этом контексте, женщина может проецировать теперь на социальный мир свою интрапсихическую структуру отношений. Одновременно она решает вопросы смены поколений в эдиповом комплексе, поскольку занимает теперь новое место в треугольнике — место матери в отношениях с собственным ребенком.

***
Учитывая все эти причины, психологически понятно, почему женщина не удовлетворяется замужеством, но хочет семью, почему она более озабочена детьми, чем мужем. Тем самым она воссоздает для себя исключительно интенсивное первичное единство, которое мужчина находит в гетеросексуальных отношениях. Она также воссоздает свой интернализованный асимметричный треугольник отношений. Эти темы и потребности в отношениях предшествуют становлению ее идентификаций и лежат в основании их, они являются следствием нормальной семейной структуры независимо от имевшего место ролевого научения. Однако обычно научение усиливает влияние этих потребностей. В материнстве женщина действует в соответствии с личной идентификацией с собственной матерью и в соответствии с усвоенным представлением о женской роли.

Приведенные соображения указывают на существование более широкого структурного контекста для того, каким образом отношение женщины к детям воссоздает психическую ситуацию отношений с собственной матерью. Эти отношения воссоздаются на двух уровнях: глубинно и бессознательно — на уровне первичной связи матери и младенца; а на поверхности — на уровне отношений в бисексуальном треугольнике. Первичное единство матери и младенца исключительно, а колебания в бисексуальном треугольнике включают в себя постоянное возвращение к привязанности к матери, отсюда у женщины может возникнуть психологическое противоречие между заинтересованностью в ребенке и преданностью ему и заинтересованностью в мужчине и преданностью мужчине. Пока на уровне интрапсихической структуры женщина испытывает отношение к ребенку как исключительное, ее отношение к мужчине может оставаться поверхностным.

***
Бенедек и Винникотт отметили в своих наблюдениях, что опыт беременности и ожидание материнства часто отвлекают интерес женщины от других первостепенных обязательств и обращают его на собственное тело и развивающегося ребенка. Бенедек пишет: «Интерес женщины смещается с экстравертированных занятий на ее тело и его благополучие. В психодинамических терминах это можно выразить так: либидо отходит от внешних гетеросексуальных объектов и начинает сосредотачиваться на своем «Я»». Такое смещение либидо может продолжаться и после родов. Психологическое и либидинальное удовольствие от заботы о ребенке может заместить психологическое и либидинальное удовольствие, которое раньше женщина получала в гетеросексуальных отношениях. Клинические данные и теоретические положения Бэкена, Бенедек, Зилбурга относительно ревности мужчин к своим детям подтверждают это соображение.

***
У женщины появляется желание и потребность в первичных отношениях с ребенком. Эти желания и потребности возникают из желания иметь интенсивные первичные отношения, которые мужчина не может дать женщине в силу своего положения в эдипальной констелляции женщины и из-­за трудностей в установлении близких отношений. Женщина желает интенсивных первичных отношений не с другой женщиной в силу внутреннего или внешнего табу на гомосексуальность и в силу изоляции от своих первичных родственниц (особенно от матери) и других женщин.

***
Более того, материнство для женщины означает двойную идентификацию — с матерью и с ребенком. Все доэдипальные отношения интернализуются, сохраняются и длятся в большей мере у женщины, чем у мужчины. Женщина играет в них обе роли. У женщины есть способность к первичной идентификации с ребенком посредством регрессии к первичной любви и эмпатии. Материнская идентификация позволяет проявиться такой способности эго и чувству ответственности, которые и составляют заботу о ребенке. К тому же женщина вкладывается в материнство, чтобы компенсировать ущерб, нанесенный в фантазии собственной матери (или чтобы отомстить ей). Кроме того, в ходе своего развития женщина создает множественные уровни идентификации с матерью на основе первичных интернализованных отношении матери и ребенка.

Из объектных отношений у женщины развиваются способности к материнству. Происхождение этих объектных отношений обусловлено особой природой и длительностью доэдипальных отношений с матерью; неабсолютным вытеснением эдипальных отношений; непрерывными отношениями матери и дочери по мере взросления последней. Эти отношения развиваются, потому что у женщины не сформированы такие защиты от отношений, как у мужчины. В связи с этим у женщины развиваются желания и потребности быть матерью, возникающие из эдипального опыта и противоречий гетеросексуальной любви, которые тоже являются следствием эдипова комплекса.

Из-­за желаний и потребностей, вследствие которых женщина становится матерью, она оказывается в ситуации, где может проявить свои материнские способности. В то же время женщина остается в конфликте с внутренней матерью, а часто и с матерью в реальной жизни. Озабоченность вопросами сепарации и первичной идентификации, способность воспроизвести свои ранние отношения с матерью — именно те способности, которые делают возможным материнство, — могут привести к сверх­идентификации и псевдоэмпатии, которые будут основаны скорее на материнской проекции, а не на реальном восприятии или понимании потребностей младенца.

Похожим образом и потребность в первичных отношениях становится более насущной и значимой, когда остается меньше возможностей для отношений с другими женщинами и когда отец/муж все больше отсутствует. Хотя женщина и становится матерью, ее способность к материнству и желание материнства могут противоречить друг другу и быть внутренне противоречивыми. Сами качества, приводящие женщину к желанию материнства, могут способствовать тому, чтобы она стала хорошей матерью, а могут и причинять затруднения.

***
Вследствие того, что женщина осуществляет первичную заботу о ребенке, различная структура женского и мужского эдипального треугольника и эдипальных процессов влияет на дальнейшую дифференциацию гендерной личности и на усвоение женщиной материнской установки. Вследствие этого опыта внутренний объектный мир женщины и связанные с ним аффекты и важные темы активнее поддерживаются, они сложнее, чем у мужчины. Это значит, что женщина определяет и воспринимает себя в отношениях и через отношения. Гетеросексуальная ориентация женщины всегда связана и с эдипальными и с доэдипальными аспектами отношений матери и ребенка.

Поэтому женская гетеросексуальность триангулярна и требует третьего — ребенка — для своего структурного и эмоционального завершения. Для мужчины, наоборот, сами по себе гетеросексуальные отношения воссоздают раннюю связь с матерью, а ребенок ее прерывает. Более того, мужчина не определяет себя через отношения, подавляет в себе способность к отношениям и вытесняет потребность в отношениях. Это готовит его к участию в отрицающем чувства мире отчужденного труда, но не к удовлетворению потребности женщины в близости и первичных отношениях.

Возникая из асимметричной организации родительства, эдипов комплекс охраняет психологическое табу на инцест родителя и ребенка и выталкивает мальчиков и девочек в поисках гетеросексуальных отношений за пределы семьи. Это шаг на пути к воспроизводству родительства. Но создание и поддержание табу на инцест и гетеросексуальность различаются у девочек и мальчиков. У мальчика формирование суперэго и идентификация с отцом, поощряемые превосходством мужественности, поддерживают табу на инцест с матерью, при этом гетеросексуальная ориентация у него продолжается, начиная с ранних любовных отношений с матерью. У девочки само появление гетеросексуальности поддерживает это табу. Однако гетеросексуальность женщины не так исключительна, как у мужчины, что облегчает ей принятие или поиск другого мужчины взамен отца. Более того, в ситуации мужского доминирования исключительная эмоциональная гетеросексуальность женщины, как и вытеснение любви к отцу, не так уж необходима. Мужчине более свойственно инициировать отношения, а экономическая зависимость женщины от мужчины в любом случае толкает ее в гетеросексуальный брак.

Мужское доминирование в гетеросексуальных парах и в браке решает проблему недостаточной гетеросексуальной преданности женщины и недостатка ее удовлетворения тем, что делает женщину скорее пассивно отвечающей, чем активной, в процессе установления сексуальной связи. В то же время противоречия гетеросексуальности помогают сохранять семью и родительство, обеспечивая условия, при которых женщина ищет отношений с детьми и ее не удовлетворяют исключительно гетеросексуальные отношения. Так недостаточная эмоциональная доступность мужчины и нестойкая преданность гетеросексуальным отношениям у женщины приводят к воспроизводству материнства.

***
Воспроизводство материнства является основой воспроизводства структуры положения и обязанностей женщины в домашней сфере. Материнская роль и ее распространение на структурное положение женщины в домашней сфере связывают современную социальную организацию гендера и социальную организацию производства, а также участвуют в их воспроизводстве.

Материнство женщины является основной структурной характеристикой системы «пола/гендера»: оно лежит в основе полового разделения труда и порождает психологию и идеологию мужского доминирования, а также идеологизированные суждения о женских способностях и природе женщины. В качестве жены и матери женщина участвует в физическом и психологическом воспроизводстве мужчин­-рабочих изо дня в день и из поколения в поколение и, таким образом, в воспроизводстве капиталистического производства.

Материнская функция женщины служит воспроизводству семьи и ее структуры в обществе с мужским доминированием. Половое и семейное разделение труда, при котором материнские функции выполняет женщина, создает половое разделение психической организации и направленности. Оно приводит к появлению женщин и мужчин с социально порожденной гендерной идентичностью; эти женщины и мужчины вступают в асимметричные гетеросексуальные отношения. Такое разделение порождает мужчин, которые реагируют на женщин особым образом, боятся их и смотрят на них свысока, которые большую часть своей энергии направляют на работу вне семьи и не выполняют родительских функций. Наконец, это половое разделение порождает женщин, которые обращают всю свою энергию на уход и заботу о детях ­ что, в свою очередь, воспроизводит половое и семейное разделение труда, при котором материнские функции выполняет женщина.

Таким образом, социальное воспроизводство асимметрично. В своей домашней роли женщины воспроизводят мужчин и детей физически, психологически и эмоционально. В роли домашних работниц они воссоздают себя физически повседневно и воспроизводят себя в качестве матерей, эмоционально и психологически, в следующем поколении. Так они участвуют в сохранении собственных социальных ролей и своего положения в гендерной иерархии.»

Целиком главу можно прочитать в прикрепленном файле Nensi_Chodorou_-Vosproizvodstvo_materinstva